Описание технологии

 

Компоненты АПС

АПС-Печать

Программное обеспечение АПС BiZone

АПС BiZone API

Устройства сканирования

Рабочее место АПС

Варианты работы

Внедрение АПС

Выводы

 

Компоненты АПС

 

АПС-Печать - специальное программное обеспечение, установленное у клиента банка. Выполняет "прозрачное" для клиента формирование штрих-кода при печати платежного документа.

 

АПС BiZone - набор специальных программных средств в сочетании с одним или несколькими устройствами сканирования штрих-кода (сканерами). Используется для считывания и декодирования реквизитов платежного документа из штрих-кода.

 

АПС BiZone API - набор специальных программных средств для встраивания в имеющуюся систему в сочетании с устройством сканирования штрих-кода (сканерами).

 

 

АПС-Печать

 

На каждом компьютере клиента банка, на котором планируется печатать платежные поручения, устанавливается специальное программное обеспечение - модуль АПС-Печать.

 

АПС укомплектована программой автоматизированной установки модуля АПС-Печать. Процесс установки крайне прост и может быть выполнен самим клиентом при наличии у того элементарных навыков обращения с компьютером. Все необходимое для установки модуля АПС-Печать занимает менее 1 Мб и легко распространяется через веб-сайт.

 

После установки АПС-Печать в операционной системе появляется дополнительный принтер. Все, что нужно сделать клиенту - это выбрать упомянутый принтер для печати платежек. В результате при каждой попытке напечатать платежку активизируется АПС. Он совершенно незаметно для клиента добавляет штрих-код к каждой платежке.

АПС BiZone

 

Именно АПС BiZone эффектнее всего смотрится в работе. Ее цель - прочитать штрих-код, извлечь оттуда и проверить реквизиты платежного документа, обеспечить обработку документа операционистом и, наконец, передачу готового электронного документа в автоматизированную банковскую систему (АБС).

АПС BiZone состоит из следующих компонент:

 

Программное обеспечение АПС BiZone - набор программ. Эти программы устанавливаются на каждом из рабочих мест сотрудников, выполняющих прием и обработку платежных документов.

 

Хранилище данных - обычно располагается на файловом сервере и выполняет функции централизованного хранения обрабатываемых данных с возможностью разделяемого доступа к ним с каждого рабочего места.

 

Устройства сканирования - один или несколько сканеров штрих-кода.

 

 

Программное обеспечение АПС BiZone

 

На каждом из рабочих мест операционистов (работников back-офиса, при необходимости) устанавливается отдельный экземпляр программного обеспечения АПС BiZone. Это ПО обеспечивает экранный интерфейс к следующим возможностям системы:

  •     взаимодействие со сканером - управление режимом работы сканера, считывание и декодирование информации из штрих-кода;
  •     сохранение считанной информации в хранилище данных;
  •     показ списка обработанных документов;
  •     показ реквизитов выбранного документа;
  •     информирование операциониста о наличии и составе ошибок заполнения клиентом реквизитов платежного документа;
  •     передача корректных платежных документов в АБС;
  •     формирование и печать отчетных документов;
  •     конфигурирование и настройка системы и т.д.

 

АПС BiZone API

 

Продукт предназначен для встраивания функций считывания двумерных штриховых кодов, нанесенных средствами АПС-Печать на бумажные документы, в программные системы сторонних производителей для ввода платежных (и иных) документов.

Программное обеспечение АПС BiZone API

На каждом из рабочих мест операционистов (работников back-офиса, при необходимости) устанавливается отдельный экземпляр программного обеспечения АПС BiZone API. Это ПО обеспечивает:

  •     взаимодействие со сканером - управление режимом работы сканера, считывание и декодирование информации из штрих-кода
  •     передачу считанной информации в виде структуры данных в АБС для дальнейшей обработки

 

Устройства сканирования

 

Одна из важных частей АПС - сканер штрих-кодов. От его характеристик зависит качество работы и производительность системы. АПС поддерживает работу с различными сканерами следующих типов:

 

Аппаратные сканеры - высокопроизводительные сканеры промышленного исполнения, обеспечивающие полностью аппаратное декодирование штрих-кода. Эти сканеры отличаются исключительной производительностью, надежностью и качеством работы при умеренной цене. Для подключения сканеров используется COM или USB интерфейс;

      

Программные сканеры - "облегченные" сканеры, состоящие из миниатюрной видеокамеры и блока сопряжения. Блок сопряжения представляет собой небольшую плату, устанавливаемую в системный блок компьютера. Декодирование штрих-кода выполняется программно с использованием центрального процессора компьютера. При значительно меньшей цене такой сканер обладает несколько меньшей производительностью, обеспечивая считывание штрих-кода за несколько секунд.

 

 

Рабочее место АПС

 

Полное рабочее место - такое рабочее место, на котором возможно выполнить весь цикл обработки - от чтения штрих-кода до передачи в АБС. Полное рабочее место оборудовано сканером.

 

Рабочее место сканирования - на таком рабочем месте может выполняться только сканирование штрих-кодов с платежных документов. Извлеченные из штрих-кодов реквизиты платежных документов помещаются в хранилище данных. Рабочее место сканирования оборудовано сканером.

 

Рабочее место обработки - на таком рабочем месте осуществляется вся необходимая обработка отсканированных платежных документов, включая передачу в АБС. Рабочее место обработки не оборудовано сканером.

 

Конкретный состав рабочих мест определяется выбранным вариантом работы АПС.

 

 

Варианты работы

 

Сканер - не самый дешевый компонент системы. В зависимости от требований банка к объему обрабатываемых документов, составу рабочих мест и принятой в банке технологии работы возможны различные варианты оснащения сканерами рабочих мест. В ряде случаев (когда это допускает объем документооборота) целесообразно для экономии средств организовывать совместное использование сканеров с нескольких рабочих мест.

Возможны различные варианты работы:

 

Персональный сканер - каждое из рабочих мест оснащается собственным сканером. Сканер используется операционистом единолично. Данный вариант обеспечивает максимальную гибкость, независимость рабочих мест друг от друга и высокую производительность. Вариант с персональным сканером предусматривает оснащение рабочего места персональным ("выделенным") сканером. Сканер подключается непосредственно к компьютеру и используется исключительно сотрудником, занимающим данное рабочее место. Рабочее место в данном варианте является полным рабочим местом. Вариант с персональным сканером является самым простым. При этом достигается максимальная производительность ввода и удобство работы.

 

Разделяемый сканер - в этом варианте один и тот же сканер поочередно используется несколькими операционистами. АПС имеет средства для удобной организации такого варианта работы. Во многих случаях документооборот, приходящийся на одно рабочее место, невелик по сравнению с возможностями сканера. В подобных случаях возможно совместное использование одного и того же сканера несколькими сотрудниками в режиме "разделения времени". "Обобществление" сканера может быть выполнено двумя разными способами:

 

Поочередное использование рабочего места сканирования - в банке организуется одно или несколько выделенных рабочих мест сканирования. Сотрудники поочередно подходят к рабочим местам сканирования для чтения данных с платежных документов. По завершении сканирования сотрудники как можно быстрее освобождают места сканирования. Последующая работа с отсканированными документами выполняется штатным образом на рабочих местах обработки.

 

Поочередное использование сканера - АПС допускает некоторые из полных рабочих мест сконфигурировать так, что их сканерами смогут воспользоваться и другие сотрудники. К примеру, часто удобно иметь один общий сканер на два соседних рабочих места. При этом, если позволяет длина шнура, оба сотрудника могут поочередно пользоваться этим сканером.

 

Данный вариант интересен тем, что использование сканера совершенно незаметно тому компьютеру, к которому он подключен. Сканер превращается в "разделяемый ресурс", который можно взять на время, попользоваться и вернуть на место. Результаты сканирования (платежные документы) появятся на том рабочем месте, чей владелец воспользовался сканером.

 

Перед сканированием каждой порции платежных документов сканеру предъявляется "Паспорт пользователя" ("Карточка оператора") - лист бумаги со специальным штрих-кодом. "Паспорт" однозначно идентифицирует его владельца в системе АПС. Благодаря наличию "паспортов" платежные документы, принятые разными сотрудниками одним и тем же сканером, попадают на обработку к этим же сотрудникам.

 

Вариант с разделяемым сканером позволяет существенно сэкономить на сканерах. Вариант оптимален в случае относительно невысокого документооборота.

 

Смешанный вариант - этот вариант представляет собой произвольную комбинацию двух предыдущих вариантов - часть мест оборудована персональными сканерами, часть - разделяемыми. В данном варианте рабочие места с высокой нагрузкой оборудуются персональными сканерами, прочие места - разделяемыми сканерами. Конкретная конфигурация рабочих мест может быть оптимизирована под технологические требования банка. Смешанный вариант оснащения, как правило, наиболее приемлем по затратам и гибкости.

 

 

Внедрение АПС

 

Главное условие получения наибольшей отдачи от внедрения АПС - органичная интеграция АПС в технологическую цепочку обработки клиентских документов в банке. Во многих случаях использование АПС позволяет значительно усовершенствовать привычные способы работы и технологии.

 

АПС у клиентов. Внедрение начинается с установки у клиентов банка модуля АПС-Печать. Это могут сделать как сами клиенты, так и технические службы банка. С этого момента клиенты начинают приносить в банк платежные документы со штрих-кодом.

 

АПС в банке. Внедрение АПС в банке требует учета как сложившихся, так и планируемых банковских технологий.

Принцип двойного контроля и АПС

 

В большинстве банков существует практика т.н. "двойного контроля" (по-другому: "последконтроля", "повторного ввода", "принципа двух персон" и т.п.). В соответствии с этим подходом каждый платежный документ, чтобы считаться принятым и обработанным, должен получить одобрение двух разных сотрудников - обычно оператора и контролера. При этом оператор, как правило, отвечает за первичный ввод реквизитов платежного документа, тогда как контролер санкционирует дальнейшую обработку этого документа. Данный подход позволяет достичь требуемого уровня информационной безопасности, а также минимизировать ошибки ввода.

 

Применение АПС на этапе первичного ввода позволяет:

  •     снизить нагрузку на (сократить количество) операторов ввода;
  •     в тех банках, где первичный ввод выполняется в присутствии клиента, повысить "пропускную способность" операционистов;
  •     в банках, где не применяется принцип двойного контроля, безболезненно перейти на технологию двойного контроля.

 

Сценарий 1: ввод при клиенте

 

Данный сценарий обеспечивает наиболее оперативную обработку клиентских платежных документов. Ошибочные платежные документы могут быть сразу возвращены клиенту. Банк своевременно получает данные, необходимые для оперативного управления ликвидностью. Примерная последовательность действий:

 

  • Ответственный сотрудник банка (операционист) получает от клиента пачку бумажных платежных документов со штрих-кодами и тут же средствами АПС выполняет их ввод с проверкой реквизитов. В зависимости от выбранного варианта работы ввод выполняется либо непосредственно на рабочем месте операциониста, либо на рабочем месте сканирования. Документы, не проходящие логический контроль на правильность заполнения или процедуру проверки остатка на счете, возвращаются клиенту. Соответствующие экземпляры остальных платежных документов с отметкой банка "Принято к исполнению" возвращаются клиенту.
  • В соответствии с технологической инструкцией сотрудник, выполняющий роль диспетчера, выгружает принятые документы в АБС. С точки зрения АБС - выполнен первичный полноформатный ввод.
  • Первые экземпляры бумажных документов передаются контролеру, который штатными средствами АБС выполняет операцию контроля.

 

Сценарий 2: ввод в отсутствие клиента

 

В данном сценарии сканирование документов выполняется после ухода клиента. В этом случае с помощью АПС достигается существенное повышение эффективности работы сотрудника, осуществляющего массовый ввод:

 

  • Ответственный сотрудник банка (операционист) получает от клиента пачку бумажных платежных документов со штрих-кодами, выполняет визуальный контроль реквизитов, сбивает ленточку для контроля остатка на счете, проставляет отметки банка.
  • После ухода клиента операционист (в свободное время) или оператор ввода выполняет средствами АПС ввод реквизитов платежных документов. В зависимости от выбранного варианта работы ввод выполняется либо непосредственно на рабочем месте операциониста, либо на рабочем месте сканирования. Документы, не проходящие логический контроль на правильность заполнения или процедуру проверки остатка на счете, откладываются для последующего возврата клиенту.
  • В соответствии с технологической инструкцией сотрудник, выполняющий роль диспетчера, выгружает принятые документы в АБС. С точки зрения АБС - выполнен первичный полноформатный ввод.
  • Первые экземпляры бумажных документов передаются контролеру, который штатными средствами АБС выполняет операцию контроля.

 

Выводы

 

АПС - шаг к повышению эффективности работы клиентских подразделений банка.

АПС выгоден не только банкам, но и их клиентам. Выгода клиентов достигается за счет ускорения обслуживания, сокращения очередей, ускорения расчетов и некоторых преференций, зачастую предоставляемых банками клиентам с АПС.